Сотрудниками МБУ «Центр культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта», в рамках муниципальной программы «Развитие туризма Фроловского муниципального района Волгоградской области на период 2020-2022 годы», было организовано проведение мероприятия «Экологическая тропа. Уроки на прогулке».
Урок прошел на территории Ветютневского сельского поселения в п. Арчединского Лесхоза. Экскурсоводом маршрута стал преподаватель ботаники, географии, экологии ГБПОУ «Арчединский лесной колледж» и разработчик экологической тропы Мещеряков Андрей Владимирович, с участием учащихся Ветютневской и Гуляевской школ, а также сотрудников МБУ Центр культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта».
Экотропа была разработана Андреем Владимировичем ещё в 1989 году как урок на природе – для обучения студентов и школьников. Сегодня, при содействии комитета по туризму Волгоградской области она становится еще и познавательным маршрутом.
Цель исследования – разработка форм и методов деятельности на экологической тропе, направленных на формирование экологической культуры личности и общества, рациональное использование и сохранение природных ресурсов, путем проведения практического опыта природопользования.
Задачи экологической тропы:
— дать природоохранные знания и умения учащимся школы;
— воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;
— сформировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов.
Экологическая тропа – это специально оборудованный и тщательно изученный, особо охраняемый путь (маршрут) на территории, природа которой позволяет при ее изучении получить знания о естественных явлениях и объектах, экосистемах; создать условия для развития экологической культуры учащихся.
Организация экологической тропы – одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения. Во время движения по экотропе посетители получают информацию об экосистемах, природных объектах, процессах и явлениях.
Экологическая тропа, проложенная в поселке Арчединского Лесхоза включает в себя 10 станций, вот несколько из них.
Замкнутый водоём
Музга (мелкое озеро) сформировалась, когда балка затапливалась водой из Арчеды при весеннем половодье. В данное время на протяжении балки существует ряд земляных дамб, чтобы избежать затопления посёлка Арчединского Лесхоза. Теперь приток воды в балку формируется за счёт талых вод, которые регулирует пойменная дубрава. В засушливые годы музга пересыхает к середине лета, в другие, умеренные, годы вода держится до осени и формирует специфический животный и растительный мир, характерный для замкнутого водоёма. В результате длительного застоя воды проявляется ярко выраженная деградация водоёма. Она проявляется в бурном цветении, на поверхности воды большое количество ряски и высших водных растений, таких как ирис болотный, чакан, куга, кубышка, рогоз, осока, и т.д. Весной, когда вода насыщена кислородом, бурно развивается фито – и зоопланктон, который даёт жизнь другим формам жизни в сложной цепи питания. На планктоне развивается жизнь озёрной и прудовой лягушки, тритонов, большой группы насекомых – клопов-водомерок, пауков-серебрянок…
В середине лета, в начале осени здесь кормятся кулики, чирки, утки, гуси и другие водоплавающие птицы. Головастиками питаются многие змеи, в частности, ужи. Лягушками – лиса, горностай, хорёк, куница, сова, сыч.
По мере зарастания водоёма количество кислорода в воде резко падает, его в основном поглощают бурно разрастающиеся растения. В большом количестве они отмирают и отравляют водоём продуктами своего распада.
Вода приобретает гнилостный вид, запах, цвет. Водоём – деградирует, заболачивается. Но его спасает постоянное пересыхание. Весной всё повторяется заново и жизнь продолжается.
Дубрава
Здесь совместно с дубом – основной древесной породой – произрастает осина зеленокорая и белокорая, ясень зелёный: они образуют первый, главный ярус леса. Во втором ярусе располагаются клён татарский, яблоня лесная, черёмуха, рябина… В третьем ярусе – подлеске – кустарниковые и полукустарниковые породы: бересклет бородавчатый, смородина золотистая, жимолость.
Очень богат напочвенный травяной покров сложной дубравы, в нем тоже выделяется своя ярусность расположения: в верхнем ярусе многолетние травы и высокие однолетние растения: кипрей, морковник, дудник; в среднем ярусе: будра плющевидная, копытень (кирказон), ветреница дубравная, мышиный горошек и большой ассортимент злаковых растений.
В течение года происходит постепенная смена травянистой растительности, сначала цветут эфемероиды – растения с коротким сроком жизни: пролеска сибирская, мать-и-мачеха, гусиный лук, тюльпан Бибирштейна, рябчик русский, ландыш майский.
Большое разнообразие растений формирует и богатый животный мир. Здесь встречаются почти все насекомые, характерные для нашей области и региона в целом, многие занесены в Красную книгу и являются редкими исчезающими видами. Например: венгерская пчела-плотник, жук-олень. Из растений: любка двулистная, ландыш майский, тюльпаны, колокольчики, самая северная орхидея, или венерин башмачок.
Сухой бор
Он искусственно создан человеком, чтобы закрепить подвижные пески от ветровой эрозии. Это в основном одноярусный лес из чистой сосны.
Искусственные экосистемы всегда менее устойчивы, чем природные комплексы, поэтому требуют постоянного ухода и внимания со стороны человека.
Здесь много света и бедная песчаная почва. Поэтому характер растительности резко отличается от дубравы. Напочвенный покров в основном представлен злаковыми растениями: овёс песчаный, костёр, мятлики, типчак, ковыль и др. Животный мир тоже беден по сравнению с дубравой. Из птиц: сороки, вороны, дятлы, синицы, поползни.
Барханы
В нашем районе барханы остановлены посадками сосны обыкновенной.
Напочвенный покров в основном из злаковой растительности, лишайника, в пониженных частях рельефа можно встретить мох. Здесь произрастает эндемичная растительность (растёт только в наших краях) – можжевельник казацкий, ракитник русский.
Берёзовые колки
В этих природных образованиях, в пониженных участках, даже на песках скапливается достаточное количество влаги для произрастания берёзы, осины, дуба, черёмухи, клёна татарского и ряда других пород. В дальнейшем эти породы формируют своим опадом перегнойный слой почвы.
Напочвенный покров здесь намного богаче, травы образуют сплошной слой дернины. Использование элементов питания намного больше. Фаунистический мир тоже богаче, есть насекомые и животные, а также растения, которые предпочитают эти места обитания и проводят здесь больше времени, чем на открытом пространстве.
Особое место занимают грибы: подберёзовики, белые, рыжики, сыроежки, лисички, грузди, маслята, опята и др. Они выполняют очень важную экологическую роль как утилизаторы, помогающие разлагать отмершую органику и переводить её в минеральное состояние. В результате экосистема более устойчива и сбалансирована.
Проточный водоём
Река Арчеда питается за счёт большого количества родников, которые располагаются по всей протяжённости реки, по берегам и на дне. Даже в жаркие дни вода в толще водоёма остаётся прохладной.
Берега зарастают тростником, чаканом, сусаком, рогозом, кугой. Из водных высших растений – кувшинка (кубышка), водная лилия. Разнообразен животный мир: здесь обитают черепахи, бобры, выдры, водяные крысы, утки, лебеди.
Участок степи
Наши песчаные степи в зоне полупустынь в основном характеризуются как типчаково-ковыльные. Из полукустарников имеются ракитник русский, полынь. Весной быстро отцветают многолетние растения: тюльпаны, гусиный лук, медуница, прострел и другие. В жаркие годы летом степь выгорает, растения пережидают знойное время. Для степи тоже характерны циклические явления в жизни.
Из животных здесь обитают чисто степные виды: тушканчики, суслики, саранча, жаворонки, куропатки, лисы-корсаки, волки, зайцы.
Экологические тропы — это перспективный опыт в развитии экскурсий как средства охраны природных и культурных территорий. Они не только формируют экологическую культуру, но и позволяют сохранить и рационально использовать природную территорию, отведенную под экотропу.
Проведение экскурсий на экологической тропе способствует созданию условий для воспитания экологической культуры. На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Учащиеся усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав – важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Создание учебной экологической тропы способствует проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, повышению научного уровня школьного образования, а также подготовки студентов-биологов. Главное же состоит в том, что учащиеся овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
В конце экскурсии сотрудниками МБУ «Центр культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта» была проведена акция «Экологическая тропа. Уроки на прогулке» о сохранении природы и экологических проблемах на планете, розданы буклеты и вручены туристические карты-схемы Волгоградской области.
Таким образом, на протяжении маршрутов, разработанных на экологической тропе, можно показать посетителям много на первый взгляд простых, но очень важных объектов и явлений. Необходимо вовлечь их в активную оценку экологической ситуации своего места жительства, выработать активную жизненную позицию, привить нормы экологической культуры и нравственного отношения к природе.